Независимая экспертиза
Независимая техническая экспертиза или оценка?
Эксперт-техник или оценщик?
В чем состоит отличие независимой технической экспертизы повреждённого транспортного средства (ТС) от его оценки?
В соответствии с п.2 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ФЗ об ОСАГО) при причинении вреда ТС в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков.
В связи с тем, что результаты организованной страховщиком технической экспертизы могут не устроить потерпевшего, тот может самостоятельно обратиться либо к независимому оценщику (или в оценочную организацию в которой он состоит) за отчётом об оценке стоимости ремонта повреждённого ТС, либо к эксперту—технику, с целью проведения независимой экспертизы повреждённого ТС.
Так в чем же заключаются различия между независимой технической экспертизой ТС и оценкой ТС?
- Цель:
Целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее по тексту — экспертиза) является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по полису ОСАГО:
- наличие и характер технических повреждений ТС;
- причины возникновения технических повреждений ТС;
- технология, объем и стоимость ремонта ТС.
Целью оценочной деятельности является установление в отношении объекта оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. В нашем случае, объектом оценки являются услуги по восстановительному ремонту ТС.
- Требования, предъявляемые к экспертам-техникам и оценщикам:
Для проведения независимой технической экспертизы привлекается эксперт—техник.
В соответствии с ФЗ об ОСАГО и Положением Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) № 433-П от 19 сентября 2014 г., зарегистрированного в Министерстве Юстиции Российской Федерации за регистрационным номером № 34212 от 01 октября 2014 г. (далее — ПП РФ об организации независимой технической экспертизы) экспертом—техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную переподготовку по независимой технической экспертизе, профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям к экспертам—техникам и аттестации, при положительных результатах, внесенное в государственный реестр экспертов—техников (далее — государственный реестр). Порядок проведения профессиональной аттестации (в том числе требования к эксперту-технику) устанавливается совместно федеральным органом исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции, в области внутренних дел и в области трудовых отношений.
В свою очередь, оценщиками (субъектами оценочной деятельности), в соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — ФЗ об оценочной деятельности в РФ), признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями указанного Закона.
Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое должно иметь в штате не менее двух оценщиков, а также соответствовать другим условиям, установленным ст.15.1 ФЗ об оценочной деятельности в РФ.
- Правовые основания для ведения деятельности экспертом-техником и оценщиком:
Эксперт-техник осуществляет независимую техническую экспертизу транспортных средств, в соответствии с ФЗ об ОСАГО и ПП РФ об организации независимой технической экспертизы. Экспертиза должна проводиться в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, утвержденными совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел.
Оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ФЗ об оценочной деятельности в РФ, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности. При этом, оценщик обязан, при осуществлении оценочной деятельности соблюдать, помимо вышеуказанного, федеральные стандарты оценки, утвержденные государственным регулятором — Минэкономразвития РФ, а также стандарты и правила оценочной деятельности и правила деловой и профессиональной этики, утвержденные СРОО, членом которой он является.
- Документы, составлением которых завершается проведение экспертизы или оценки:
Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. В выводах экспертного заключения указываются причины возникновения повреждений ТС, а также определяется стоимость их ремонта, в рамках ФЗ об ОСАГО и нормативно-правовых актов, изданных во исполнение указанного закона. Требования к содержанию и порядку оформления экспертного заключения содержатся в ПП РФ об организации независимой технической экспертизы.
Проведение работы по оценке объекта оценки завершается составлением отчета, оформляемого в письменной форме. Отчет может содержать лишь сведения оценочного характера о рыночной стоимости услуг по восстановительному ремонту ТС, о рыночной стоимости ТС и (или) стоимости его годных остатков, о величине утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля, как на основании ФЗ об ОСАГО, так и других нормативно-правовых актов. Общие требования к содержанию и порядку оформления отчета об объекте оценки устанавливаются ст.11 ФЗ об оценочной деятельности в РФ.
Другими словами, в отличие от эксперта-техника, оценщик не правомочен устанавливать причинно-следственную связь между ДТП и полным (частичным) объемом повреждений ТС, а экспертное заключение имеет большую доказательную силу в сравнении с отчетом об оценке.
Поэтому, перед тем как обращаться в какую-либо организацию для оценки ущерба после ДТП очень важно понимать, кто будет выполнять это заключение! Кто приедет к вам осматривать ваш автомобиль, составлять акт осмотра и выявлять наличие и характер технических повреждений транспортного средства? Какие полномочия и квалификацию имеет этот специалист? В противном случае данное заключение может быть признано недействительным либо неполным.
Уважаемые господа, будьте предельно внимательны, при выборе экспертов и оценщиков!
В нашей компании экспертное заключение полностью выполняется экспертом-техником, внесенным в государственный реестр, а так же имеющим квалификацию оценщика и состоящим в саморегулируемой организации оценщиков.
В штате нашей компании высококвалифицированные сотрудники, имеющие все необходимые для осуществления деятельности документы. Мы являемся действующими членами СРО, РСА, судебными экспертами-техниками.
Наша компания оказывает услуги по независимой экспертизе автомобилей и проводит оценку ущерба после ДТП, а так же в других случаях, когда Вам необходимо установить реальную стоимость автомобиля или других видов транспортных средств.
Мы оказываем услуги по экспертизе и оценке:
- Составление акта осмотра ТС;
- Составление отчета о стоимости и восстановительного ремонта поврежденного ТС.
- Составление заключения об утере товарной стоимости ТС.
- Составление заключения о степени повреждения аварийного ТС и размере нанесенного ущерба.
- Составление экспертом-техником отчета о стоимости восстановительного ремонта повреждённого ТС по акту осмотра.
- Выезд специалиста к месту осмотра ТС.
- Составление заключения о рыночной стоимости ТС после наступления неблагоприятного случая.
- Комиссионная оценка заключений составленных сторонними экспертными организациями.
- Консультации специалиста.
Автотовароведческая экспертиза назначается для решения следующих задач:
- идентификация автомототранспортного средства (АМТС) и оборудования, если для этого не требуется проведения экспертизы другого рода или вида;
- проверка соответствия марки, модели, типа (назначение), даты выпуска, технических характеристик автомототранспортных средств и оборудования данным, указанным в техническом паспорте или другой сопровождающей документации, если для такой проверки не требуется проведения экспертизы другого рода или вида;
- проверка данных о техническом состоянии, наличии повреждений автомототранспортных средств и соответствии их механизму ДТП;
- определение характера повреждений автомототранспортных средств и способов их устранения;
- определение стоимости автомототранспортных средств (для оформления документов дарения, наследования);
- определение рыночной стоимости ТС;
- определение стоимости восстановительного ремонта АМТС;
- определение цены запасных частей;
- определение размера утраты товарной стоимости;
- оценка качества изготовления и ремонта автомототранспортных средств;
- проверка соответствия расчета затрат на восстановление автомототранспортных средств действующим нормативным документам.
Объектами автотовароведческого исследования являются:
- транспортное средство как сложное изделие (автомобиль, трактор, автобус, мотоцикл, и т.д.)
- агрегаты, узлы и детали отдельно;
- документы, предъявляемые в распоряжение эксперта (технический паспорт, справка-счет, заказ-наряд о производстве текущего ремонта);
Прейскурант
На экспертные услуги ООО «Межрегиональный центр экспертиз «Северо-Запад»
№ п.п. | Вид экспертных услуг | Стоимость (руб.) |
1 | Товароведческая экспертиза (оценка величины ущерба ТС от неблагоприятного события) | от 2300 |
2 | Составление заключения о рыночной стоимости ТС до и после неблагоприятного события (сравнительный и расчетный методы) | от 3000 |
3 | Составление заключения о рыночной стоимости ТС до неблагоприятного события (сравнительный метод) | от 1500 |
4 | Составление заключения о рыночной стоимости ТС после неблагоприятного события (расчетный метод) | от 1500 |
5 | Трасологическое исследование обстоятельств ДТП стоимость указана за каждый поставленный перед экспертом вопрос | от 8700 |
6 | Автотехническое исследование обстоятельств ДТП стоимость указана за каждый поставленный перед экспертом вопрос | от 9000 |
7 | Комплексное трасолого-автотехническое исследование стоимость указана за каждый поставленный перед экспертом вопрос | от 15300 |
8 | Пожаро-техническая экспертиза | от 10000 |
9 | Выезд специалиста к месту осмотра объекта экспертного исследования - в границах КАД; - за пределы КАД (от КАД и обратно) |
1000 10 руб. /км |
10 | Участие специалиста в судебном заседании в качестве эксперта (за одно заседание) | 3500 |